Меня уже неоднократно просили рассказать о моей новой работе. Каково это работать в Германии системным администратором? Что ж, попробую описать. Хочу только сразу предупредить, что это будет лишь частный случай, один из множества возможных вариантов, и в другой компании, возможно, все было бы иначе, хотя, уверен, какие-то общие моменты наверняка присутствуют.

Компания

Я работаю в немецкой компании, основным направлением деятельности которой является информационное обслуживание страховых медицинских организаций – это разработка специализированного софта, ввод, обработка и хранение различных данных. Совсем недавно команда разработчиков и админов была полностью обновлена, и теперь вместе со мной (русским) работают: украинец, белорус, поляк, словак, испанец, нигериец, южноафриканец и всего четыре немца. Был еще один румын, но его уже уволили (об этом позже). Каждый член нашей интернациональной команды должен привнести часть своей культуры, свои национальные особенности, свое видение и делиться ими с остальными для достижения лучшего результата, так заверило нас руководство. Хотя может быть просто наш труд стоит дешевле? :) Возглавил нашу команду ливанец, специально выписаный сюда из бренч офиса в Дубае, проявивший себя там как сильный руководитель – действительно, он очень умный и опытный чувак, несмотря на довольно молодой возраст.

Головной офис компании

Социализация

Об истории и предстоящих планах нам рассказал владелец компании на специально организованной встрече руководства с нами (новой командой). Закончил встречу главный босс словами: «Если у вас есть вопросы, можете их задать сейчас, но я бы рекомендовал сделать это через полчаса в биргартене, куда мы сейчас с вами все вместе отправимся». Ну и дальше был ужин в биргартене, пиво, бретцели, неформальное общение, в общем, сюрприз руководству удался. Это было где-то через месяц после начала работы, а в первую мою рабочую неделю к нам в кабинет зашел начальник, подошел к календарю и сказал: «Отметьте, 26 сентября мы все идем на Октоберфест». Короче говоря, тимбилдинг, корпоративный дух, вот это все... здесь присутствует.

Несколько раз начальница HR организовывала для нас специальные собрания, на которых рассказывала об особенностях жизни в Германии и в частности в Баварии, о страховании и налогах, как начисляется зарплата и какие делаются вычеты и прочие вопросы. Кстати, начальница HR была столь любезна, что даже сходила вместе со мной в ведомство по делам иностранцев, когда я подавал документы на Blue Card.

Рабочее время

Рабочий день у меня обычно начинается в 8 утра. Хотя он может начинаться и раньше (пока еще не было) и позже. Отработаное время строго учитывается, для этого приходя на работу и уходя нужно прикладывать свою карту доступа к специальному считывателю, получаются такие чекины и чекауты. Уходишь на обед - чекаут, выходишь на улицу покурить - чекаут, компания не собирается платить за время отдыха. В итоге нужно, чтобы в неделю получилось в сумме 40 часов. Все, что перерабатывается сверх нормы может быть использовано для отгулов, либо компенсировано при увольнении. Так, у меня, например, за первые два месяца с учетом выхода на работу в выходные во время форс-мажоров уже накопилось 50 часов. Свое время прихода/ухода и сальдо можно самостоятельно контролировать в специальной системе. Если есть необходимость придти позже или уйти раньше (например, для поиска квартиры), то это не проблема, главное, чтобы было отработано 80% от дневной нормы (это 8,5 часов с понедельника по четверг и 6 часов в пятницу).

Считыватель для учета рабочего времени

Кстати, насчет квартиры. В Мюнхене это не просто проблема, а очень большая проблема – найти подходящее жилье (возможно соберусь как-нибудь написать отдельный пост про это). Для меня, как и для некоторых других коллег компания организовала временное жилье и даже оплатила первые два месяца (такая честь была оказана не всем), но дальнейшие поиски квартиры ложатся на собственные плечи. А, например, одному моему знакомому, недавно переехавшему в Мюнхен, его компания еще до приезда наняла агентство для того, чтобы найти подходящую квартиру для всей его семьи, и поэтому он нашел квартиру очень быстро. В общем, тут как повезет с работодателем, и насколько он будет заинтересован в сотруднике.

Поскольку у компании имеются еще два офиса в Германии, то иногда у нас случаются командировки. Рабочее время в них так же строго учитывается, даже в пути. Причем, если ты сам ведешь машину, то время в дороге учитывается полностью как отработанное, для остальных пассажиров засчитывается только 50%. Но если во время пути ты читаешь специализированную литературу, относящуюся к твоей работе, то время так же учитывается полностью.

Питание

Немцы обычно не завтракают дома, зато на работе едят охотно. Каждое утро к нам на работу приезжает машина и веселый лохматый чувак начинает торговлю различными бутербродами, сэндвичами, брецелями и булочками, которые съедаются сотрудниками за утренним кофе на рабочих местах. Я пока креплюсь и стараюсь завтракать дома более здоровой едой, но когда вокруг тебя начинают разворачивать ароматные плюшки и бутеры, очень сложно удержаться от соблазна перейти на такое питание.

Бутерброды на завтрак

Обед здесь начинается непривычно рано, обычно примерно в 11:45. Неподалеку от нас есть неплохая столовая в одном из бизнес-центров. Оплачиваем мы обеды специальной депозитной картой, на которую предварительно нужно положить деньги через терминал. При оплате начисляется скидка 30-40%, которую компенсирует компания. Получается, за 4-5 евро можно очень сытно пообедать, что вполне гуманно по местным ценам.

Обед в столовой

Образование

Не знаю, будет ли это проводиться на регулярной основе, но в течение прошедших двух месяцев каждый из нас хотя бы раз выступил перед остальными с презентацией на какую-нибудь связанную с нашей работой тему, например о каком-нибудь программном продукте или технологии. Презентации проводятся на английском языке, даже если выступающий не очень хорошо им владеет. Как показала практика, относиться к подготовке нужно со всей серьезностью. Один из наших коллег очень сильно "плавал" в описываемой теме, а через пару дней мы узнали, что он с нами больше не работает, правда, оказалось, что с его стороны и до этого были серьезные косяки. Сам я на прошлой неделе отстрелялся с докладом по теме "Microsoft System Center vs openQRM", вроде вполне достойно, один из коллег даже спросил потом: "Откуда у тебя такой хороший акцент?" Это у меня-то и хороший акцент, ага! %)

Внутренний тренинг

Помимо таких внутренних тренингов также активно продвигается самообразование. Так мой непосредственный начальник, сдавший больше сотни сертификационных экзаменов и имеющий доступ к огромному количеству официальных учебных материалов Microsoft, Oracle, Java и множества других, предложил нам самостоятельно готовиться к любым экзаменам. Материалами он нас обеспечит, а перед тем как сдавать официально, лично проверит по сдаваемой теме парой сотен вопросов и если увидит, что знаний достаточно, то допустит до экзамена. Первую попытку сдачи экзамена компания готова оплатить, но в случае завала дальше нужно пересдавать за свой счет. Так что предстоит мне теперь экзамен на Microsoft Certified Technology Specialist.

Немецкий язык

Хоть основным языком в нашем подразделении является английский, большинство сотрудников всей компании все же немцы и говорят по-немецки, поэтому для нас, экспатов, компания наняла профессионального преподавателя с целью к декабрю дотянуть наш Deutsch до уровня B1. Очень сомневаюсь, что это удастся двум моим коллегам, которые начали с полного нуля, но придется всем поднапрячься. Правда из-за разного уровня у всех шестерых, посещающих занятия, эффективность пока не очень. Занятия, кстати, проводятся прямо на работе, в конце рабочего дня три раза в неделю.

В плане изучения немецкого языка мне очень повезло с коллегами – двое из четырех немцев работают админами и сидят со мной в одном кабинете, третий коллега уже давно живет в Германии и хорошо владеет немецким. Поэтому при случае стараюсь говорить с ними по-немецки, хотя в большинстве случаев пока еще велик соблазн по-быстрому решить вопрос на английском вместо того чтобы напрячься и попытаться изъясниться на родном для них языке.

Рабочий кабинет

А еще при подготовке моего рабочего компьютера у меня был выбор, установить на нем немецкую или английскую винду. Я выбрал первое и теперь страдаю, ориентируясь только по знакомым иконкам и кликаю по окнам и меню во многом благодаря машинальной памяти, где что должно быть расположено, но зато уже многие технические немецкие термины надежно сидят в мозгу. Да, и клавиатура здесь только немецкая, в ней, кстати буквы Y и Z зачем-то местами поменяны, а также многие спецсимволы не на своих привычных местах расположены, что невероятно бесит иногда. Зато слепой десятипальцевый метод печати в русской раскладке, начатый мной осваиваться и подзаброшеный в России, здесь за два месяца доведен до совершенства (Здесь в пост врывается В.В.Шахиджанян со словами, как он гордится мной =) Шутка для тех, кто в курсе).

Работа сисадмина

С точки зрения системного администратора, здесь многое отличается от той работы, которая была у меня в России. Прежде всего здесь гораздо меньше отвлекают по различным мелочам, типа непечатающего принтера или «а вот как тут в ворде таблицу ровно вставить», и поэтому остается больше времени на глобальные вопросы, типа миграции в новый домен или подготовки ко внедрению нового ЦОДа. Во-первых, здесь четко работает правило: есть проблема – заводите тикет, если нет тикета, значит нет проблемы. Во-вторых, сложилось такое ощущение, что пользователи все-таки немного грамотнее наших. Электронной почтой пользуются все и много, работа со множественными внутренними информационными системами много вопросов не вызывает. А еще здесь есть четкое правило: по пятницам никаких изменений в рабочих системах, если система работает без проблем – не трогать! =)

Обед

Есть еще различные нюансы работы. Например, частично оплачивается проезд к месту работы. Мой проездной на месяц сейчас стоит 90 евро, из них 25 компенсируются работодателем. Большинство сотрудников, впрочем, ездит на собственных машинах и получает такого же размера компенсацию за бензин. Кстати в здании есть собственная подземная парковка, но за место на ней нужно платить 20 евро в месяц. Вот такая, блин, арифметика. Возможно, про что-то еще забыл написать, так что если есть вопросы, пишите в комментариях.

UPD: Написал отдельную статью о том, как найти работу в Германии

Оставить комментарий

Уведомлять меня об ответах

Комментарии (60)

  1. Alex
    09 Sep 2016г. в 07:33

    Дада, по-разному.
    У нас все время в пути считается 100% - в поезде ли, за рулем ли)) суточные есть: на завтрак, обед, ужин и за каждую ночь, проведенную не дома: за 5 дней выходит обычно 60-70 евро если командировка по германии (в отеле только завтрак включен в стоимость и он вычитается из суточных поэтому, обед и ужин сам придумываешь).
    Недавно вот ездил на подстанцию, получилось 3 часа туда, 3,5 обратно, 5,5 на подстанции - 4 часа переработок, которые потом можно до числа кратного 8 собрать и взять отгул или пораньше в другой день уйти.
    Однажды в праздник поехали с коллегой. 4 часа ехали - 8 занесли себе, двойной тариф.

  2. Dmitry Novitsky
    06 Sep 2016г. в 11:18

    Евгений, я думаю, зависит от компании. Там, где я работал, суточных, кажется, не было. Время в пути делилось на активное и пассивное. Пассивное - если едешь на поезде или в авто пассажиром - засчитывается 50% за рабочее время. Активное - если ведешь авто сам или пассажиром, но при этом занимаешься рабочими вопросами или, например, читаешь специализированную литературу. Тогда "в зачет" идет 100% времени. Но опять же, в разных компаниях все может быть по-разному, так что эти вопросы лучше сразу задать своему предполагаемому работодателю.

  3. Евгений
    05 Sep 2016г. в 11:30

    Добрый день!
    Вы упомянули про командировки. Мне интересен такой момент, есть ли у них выплата суточных (командировочных) как у нас?
    Сейчас рассматриваю предложение от работодателя, так там от 50 до 70% будут командировки, хотелось бы понять, как вообще с ними обстоят дела. С учетом рабочего времени вроде бы ясно, получается время в пути идет в отгулы, или в зачет рабочего времени.

  4. Ubaydullo
    15 Jun 2016г. в 13:41

    Спасибо Дмитрий

  5. Dmitry Novitsky
    13 Jun 2016г. в 15:30

    Ubaydullo, попробуйте почитать на сайте другие статьи, а не только одну эту - может быть и другие вопросы отпадут.

  6. Ubaydullo
    13 Jun 2016г. в 14:34

    Дмитрий вы шас в каком городе?

  7. Dmitry Novitsky
    13 Jun 2016г. в 13:20

    Ubaydullo, ну так действуйте! Все, что для этого требуется описано по ссылке в конце этой статьи.

  8. Ubaydullo
    13 Jun 2016г. в 12:54

    Мне нужна работа в Мюнхене.Я 50% знаю немецкий язык. Я разбираюсь в компьютере.

  9. Andrey
    16 Oct 2015г. в 22:15

    Да, в РФ, админ это и эникей, и DBA, и Linux/Windows админ, и тот чел который может настроить MPLS.

  10. Дмитрий Новицкий
    22 Apr 2015г. в 14:16

    Olha, пригодились только знания, полученные при подготовке к IELTS, а сама бумажка нигде не понадобилась. Сложно сказать насчет адаптации детей. Вроде особых проблем не было, но до овладения языком еще далеко.

  11. mehti
    22 Apr 2015г. в 00:29

    Как называется конкретное название сисадмина по немецкий? Вроде
    Системелектроникер или эт чет другое?и где можно отучится в нижней саксонии? и можно ли вообще поступить куда нибудь если с немецким есть проблема?хотя я хожу на занятия интеграцион курсы .

  12. Olha
    21 Apr 2015г. в 17:26

    Спасибо за интересные посты. Я также очень стремлюсь найти работу в Германии, так как особого профессионального развития в своей стране не вижу (я химик). Английский свой оцениваю на средний, а немецкий самостоятельно штудируют,но пока объективно А1. Пригодился ли сертификат IELTS? И как легко адаптировались дети?

  13. Дмитрий Новицкий
    02 Jan 2015г. в 11:30

    Владимир, ни разу не слышал о таких нормах. Да и количество - не показатель. У хорошего админа сотни серверов будут работать без проблем, плохой и с десятью один не справится.

  14. вдалимир
    01 Jan 2015г. в 14:43

    Подскажи пожалуйста какие нормы работы у админов там. сколько рабочих станций, серверов, орг.техники приходится на одного администратора?

  15. Дмитрий Новицкий
    23 Nov 2014г. в 01:21

    Михей, спасибо за отзыв.

    1) Все зависит от компании. Мне отпуск был не нужен во время испытательного срока, но отгулы на 1 или 2 дня брал.

    2) Опять же, наверное, где-то допускается, где-то нет. Больничный до скольки-то дней (не помню точно) оплачивается полностью.

    3) Конечно, но везде по-разному. У меня в статье ведь про это написано.

    4) Вот уж с этим здесь точно проблем нет - и волейбол, и велосипед, и все что угодно можно здесь найти. Я люблю природу и горы, поэтому мы в походы ходим.

  16. михей
    20 Nov 2014г. в 16:01

    спасибо за объективный рассказ, хотелось бы уточнить:

    1) там отпуск на 1 или 2 недели через какое время после трудоустройства можно брать, официально и как на практике обычно?

    2) можно ли работать из дома если приболел или обязан оформить это через доктора как больничный и не работать? сюда же: больничные там в полном объеме оплачивается или нет?

    3) время прихода-ухода оговариется? т.е. можно например с 7 свои часы отработь или с 12 по договоренности с начальством ?

    4) чем заниматься в свободное время в будни кроме семьи/детей? развиты ли там уличные виды спорта, типа воллейбола, общих поездок на велике и т.д.?

    Спасибо!

  17. Дмитрий Новицкий
    18 Oct 2014г. в 11:57

    Роман, у меня в ПТЗ на госслужбе почти 2 месяца выходило =) Но в общем, здесь тоже неплохо. Лучше, чем в США, например.

  18. Роман
    16 Oct 2014г. в 22:24

    Дмитрий, 25-30 не так уж и плохо. У финнов вон их всего 20 и с праздниками напряг. В Птз же, если работать официально, то тоже выходит 30 все многочисленные нац. праздники и каникулы. :)

  19. Дмитрий Новицкий
    06 Oct 2014г. в 22:43

    Роман, 25-30 рабочих дней отпуска - это сильно меньше, чем на Родине? ;-) А праздников в Германии тоже много, особенно в Баварии.

  20. Роман
    06 Oct 2014г. в 21:51

    Спасибо, было любопытно почитать. А как дела обстоят с отпусками и праздниками? Догадываюсь, что их там сильно меньше, чем на Родине. :D

  21. bubba
    08 Sep 2014г. в 11:08

    Дмитрий,большое спасибо!

  22. Дмитрий Новицкий
    06 Sep 2014г. в 14:31

    bubba, в объявлениях зачастую указываются завышенные требования. Многие навыки являются желательными, но необязательными.
    1. Еще может быть "System Ingenieur", "Fachinformatiker", "IT-Systemtechniker" или даже "System Elektroniker"
    2. Конкретно для ауслендеров - не знаю таких, но думаю, ты можешь обратиться в обычные рекрутинговые компании типа Hays или Computerfutures.
    3. Для Мюнхена 38000 - это, конечно, немного (с точки зрения стоимости жизни). Но все зависит от опыта. Я полагаю, что джуниоры могут получать и меньше.

  23. bubba
    05 Sep 2014г. в 12:36

    Дмитрий, приветствую.
    Я нахожусь неподалеку от Мюнхена, прибыл сюда по визе для поиска работы как IT-специалист. Можешь подсказать кое-что?
    1. По формулировкам для поиска работы - хочу работать сисадмином, опыт имееться больше пяти лет. Я конечно не только "собираю компы и умею устанавливать систему",но по запросу Systemadministrator зачастую выдает такое... Реально надо быть семи пядей во лбу, причем таких обьявлений 95 процентов. Подскажи, как может называться по немецки спец типа админа еще? Нагуглил только IT-administrator и Netzwerkadministrator. По сути выдает ту же ерунду.
    2. Есть ли в Мюнхене агентства по трудоустройству для ауслендеров? Вдруг ты слышал? По запросу фигня какая то выдаеться, ближайший такой центр о котором знает интернет - в Дюссельдорфе аж.
    3. По моей визе надо искать работу с минимум 38 000 брутто/год. Это много? Несколько раз звонили по телефону работодатели, когда речь заходила о зарплате многие возмущались что это типа МНОГО. Это реально много - для средней руки админа- или просто не совсем честные работодатели ищут дешевую рабочую силу?

    Заранее спасибо за ответ на мои тупые вопросы

  24. Дмитрий Новицкий
    19 Jun 2014г. в 11:27

    avikke, до этого работал 10 лет по специальности. У меня высшее техническое образование, но большую часть необходимых знаний получил, непосредственно работая. Необходимые знания лучше посмотрите по объявлениям на stepstone.de или monster.de
    У меня было только одно собеседование по скайпу, без всяких тестов.

  25. avikke
    19 Jun 2014г. в 07:35

    у меня тут кучка вопросов, было бы очень здорово, если бы смогли ответить:
    я где и сколько вы работали до этого? учились где-то или сисадминство познавали сами? какие знания были нужны для сваливания? как вас тестировали?

  26. Дмитрий Новицкий
    17 Jun 2014г. в 14:07

    Vitaliy, компенсация переработок деньгами вообще не практикуется. Только отгулами.

  27. Vitaliy
    17 Jun 2014г. в 13:22

    Спасибо за детальное описание, очень интересно! Скоро надеюсь быть недалеко от вас - в Аугсбурге. Говорят там тоже самое, только с жильем легче.

    Скажите, а компенсация переработок деньгами в следующем месяце не практикуется?

  28. Дмитрий Новицкий
    20 May 2014г. в 15:37

    Maksim, работается по-разному. На родину не тянет, но уже хочется чего-то нового. На следующий уровень развития, так сказать... =)

  29. Maksim
    20 May 2014г. в 15:14

    Дима, как вам работается? Уже год прошел... На родину не тянет? )

  30. Денис
    18 Dec 2013г. в 20:58

    значит в германии надо ездить на работу на велике =)

  31. Дмитрий Новицкий
    28 Oct 2013г. в 13:52

    Ляйсан Hartmann, не думаю, что подробности моей работы сильно помогут, т.к. специфика везде своя. Удачи вам!

  32. Ляйсан Hartmann
    28 Oct 2013г. в 13:35

    Привет! Интересная статья, я как раз иду на практику ( девушка )))) ) системным администратором, собеседование отлично прошла и шеф меня возьмет если его устроит все, и все таки подробностей хотелось бы по работе. Потому что я как бы работала в России, но в Германии мне пока неизвестно что да как.

  33. Алексей
    24 Sep 2013г. в 10:12

    Спасибо, Дмитрий за ответ.

  34. Дмитрий Новицкий
    23 Sep 2013г. в 21:18

    Алексей, моему начальнику и еще одному коллеге как раз по 40. Двум другим по 23-24. Так что нормально относятся, главное, чтобы специалист был хороший и не ленился. Работу найти реально, об этом лучше почитайте в моей статье "Как найти работу в Германии (Blue Card)". Наличие сертификатов является преимуществом, об этом даже часто пишут в описаниях вакансий, но не является определяющим фактором. Гораздо важнее знание немецкого языка.

  35. Алексей
    23 Sep 2013г. в 20:57

    Спасибо, Дмитрий, за интересный рассказ. А какой средний возраст у ваших коллег, сисадминов? Знаю, что в Германии принято работать долго. Как там относятся к людям 35-40 лет, реально получить работу сисадмина или подобную в ИТ (не программистом)? Облегчают ли устройство на работу в ИТ сертификаты Microsoft или Cisco?

  36. Дмитрий Новицкий
    10 Sep 2013г. в 21:51

    Спасибо, Галина Евгеньевна! С ИПК началась моя карьера, так что не забудется - хорошее было время =) Успехов и вам!

  37. Галина Рыбалко
    10 Sep 2013г. в 21:44

    Поздравляю, Дмитрий!
    Так держать! Творческих успехов! Не забывай и нас, которые работали с Вами в ИПК.

  38. Дмитрий Новицкий
    18 Aug 2013г. в 23:09

    Катерина, спасибо! Ну может теперь к моим коллегам меньше вопросов будет =)

  39. Катерина
    14 Aug 2013г. в 17:24

    Да, Дмитрий Юрьевич, отвлекания по вопросам "типа непечатающего принтера или «а вот как тут в ворде таблицу ровно вставить», так рассмешило. А я-то думала, что именно для этого вы нам и нужны и это ваша основная обязанность. Ошибалась видно. Удачи вам на чужбине.

  40. Дмитрий Новицкий
    12 Aug 2013г. в 22:11

    Александр, мне кажется, что сейчас у нас даже перебор =)

    Alex Olonen, спасибо! Я еще не настолько глубоко погрузился в культуру, чтобы рассуждать о различиях. Для этого, наверное, нужно несколько лет прожить. С коллегами общаемся, но не так, чтобы по-приятельски. Все абсолютно разные, т.к. из разных стран. О свободном времени пока остается только мечтать. Только выходные остаются, уходит много времени на учебу и различные бытовые мелочи.

  41. Alex Olonen
    12 Aug 2013г. в 14:36

    Спасибо! Очень интересно! Особенно понравился настрой руководства на повышении образования.
    Мне вот любопытно узнать о различиях в культуре, в т.ч. в общении с коллегами, а также про свободное время.

  42. Александр
    12 Aug 2013г. в 07:28

    Привет! Вам еще специалисты не требуются?

  43. Mistful
    10 Aug 2013г. в 14:01

    Дима, а пока что размеренно. Постепенно ищу.

  44. Дмитрий Новицкий
    09 Aug 2013г. в 16:40

    Василий, спасибо. Напишу обязательно.

  45. Василий
    09 Aug 2013г. в 15:50

    Привет! Димыч, молодец, что уехал! Поздравляю! В следующий раз расскажи, если не сложно, поподробнее, сам процесс переезда, поиска работы и т.д...

  46. Alex Rybakoff
    09 Aug 2013г. в 14:01

    Я думал, что в этой формуле 80%, а не 100. Ну и необычно, что в пятницу короткий день, а в остальные фигачить и фигачить. У нас более-менее равномерно (7,5 * 5, хотя можно менять по своему усмотрению), но в пятницу да, ничего в production не запускаем :)

  47. Дмитрий Новицкий
    08 Aug 2013г. в 19:20

    Спасибо, Рома. Буду стараться держать себя в форме =)

  48. izh
    08 Aug 2013г. в 19:04

    Привет!

    Классные фотографии! Но ты там не переедай прецелей и в столовой! А то станешь, как тот мужик из сериала "Лост" :-)

    Вообще, пиши больше, читаем каждый твой отчет.

  49. Дмитрий Новицкий
    08 Aug 2013г. в 15:32

    Olga, спасибо. Насчет экзамена не знаю еще. Я думаю, фирме важнее не сертификат, а реальное владение языком, которое легко проверить в рабочем процессе.

  50. Дмитрий Новицкий
    08 Aug 2013г. в 15:29

    Alex, спасибо за комментарий.

    Насчет справедливости оплаты командировки - это на совести руководства компании, но разумное зерно в этом есть: в пути ты не работаешь и можешь заниматься своими делами. Думаю, что с поездом было бы так же 50%, но тут все ездят на машинах.

    Как выяснилось, коллеги, ездящие на велосипеде тоже получают эту доплату в 25 евро. Я обязательно пересяду на велосипед, как только перееду поближе к работе.

    А в чем ошибка? 8,5x4 6=40