Автостопом в Норвегию! Июль 2008г.

В июле 2008 года я и моя девушка Юля путешествовали автостопом по Норвегии. Ниже опубликованы путевые заметки, которые я вел на протяжении всего маршрута. Если для кого-то такие подробности покажутся скучными, можно смело пролистать вниз до "Послесловия" и почитать обобщенные впечатления от поездки.
Маршрут получился примерно следующий (более 6000 км, из которых чистого автостопа 5200 км):

Маршрут по Норвегии

8 июля.
Автостопом по Норвегии Путешествие началось в 12.30 с уже ставшего родным кольца около силикатного завада. Долго стоять не пришлось - минут через 15 остановился мужик на Daihatsu и согласился довести до Пряжи. В магнитоле играл какой-то шведский фолк. Узнав, что Юля знает финский язык, водитель поставил диск с финской группы "Minun nimeni on Laila". Первая же зазвучавшая песня была такого содержания: "Я хочу проехать по Норвегии без прав" - ну прямо про нас! Это явно был знак! =) Часов в 8 вечера мы уже были на границе в Вяртсиля. Без проблем пересекли ее с каким-то фиником, который провез благодаря нам на 2 блока сигарет больше. В этот день доехали до Joensuu, поужинали в заправочном комплексе ABC и поставили палатку в полукилометре от него на берегу какой-то речки.

9 июля.
Позавтракали все в том же ABC и минут за 10 застопили женщину лет 50 на стареньком Fiat'e, которая рассказала, что в молодости тоже много ездила автостопом и поэтому теперь всегда подбирает стопщиков, которых по ее словам в последнее время осталось очень мало.
В 12 часов, как и договаривались, встретились с моим братом в Силинъярви. Погуляли по городу, сходили на пляж, поели пиццу, в городской библиотеке залезли в Интернет, послать приветы на родину. Вечером подъехал хозяин фермы, где работает брат, и отвез нас на свой хутор, где мы и заночевали. Рано утром он же вывез нас на трассу, где мы за полчаса застопили машину в сторону Иисалми. В этот день передвигались крайне медленно, "короткими перебежками от меня до следующего дуба". К вечеру добрались до Оулу, где нас высадили у съезда на шоссе в сторону Кеми, где мы, простояв час, пошли пешком вдоль автострады до следующего съезда.
Последней подобравшей нас в этот день машиной оказалась... наша российская "пятерка" с норвежцем за рулем и мелким сыном на пассажирском сидении. Мужик очень нам обрадовался, сказал, что много раз бывал в России, и что у него девушка в Мурманске. Он довез нас до пограничного городка Торнио, высадив около очередного ABC и подарив на прощанье пару банок джин-тоника. Мы поужинали в ABC и решили ломиться за границу, до которой по словам норвежца оставалось полкилометра. Поэтому решили перейти ее пешком. Однако оказалось, что топать нам гораздо больше полукилометра, а самое главное, что никакой границы и нет вовсе. Даже знака с названием страны! Мы просто перешли на другую сторону города и только после появления комплекса IKEA и надписей "не на финском" языке нас посетило смутное сомнение, что мы уже в Швеции.

11 июля.
С утра впервые испытали взятую с собой мультитопливную горелку "Primus" - вода закипела минут за пять. Вышли на трассу. Позиция отстойнейшая (дорога узкая, обочины маленькие), но ничего более пристойного не наблюдалось. Нашли единственный "карман" для парковки и зависли в нем на 3 часа! Через час остановились две фуры с российскими номерами и стали ремонтироваться, закончив через пару часов и вывезя нас из этого гнилого места. Высадили нас на повороте на Кируну, где мы, перекусив, застопили фуру прямо до Нарвика! В очередной раз подтвердился закон, что дорога знает, когда тебе нужно уезжать. Ради этого стоило зависнуть на 3 часа - мы проехали на одной машине до самой Норвегии по не самой лучшей для стопа дороге. Как застопили эту фуру - вообще отдельная история. Перекусив на заправке, решили поспрашивать водителей на предмет подвезти нас. Стоят две фуры. Юлька пошла к одной, я к другой. В это время первая трогается и уезжает. Я спрашиваю водителя второй, не едет ли он в Кируну. Тот отвечает, что вот он едет в Кируну, и показывает на отъезжающую фуру, но если хотите, можете поехать с ним, я позвоню, и он остановится. Мы, естественно, говорим, что хотим, он набирает номер, а мы молимся, чтобы первая фура, остановившаяся перед выездом на трассу, не ехала дальше. Но телефон дальнобоя не отвечает, а фура выезжает на основную дорогу, и мы понимаем, что все пропало, но второй водитель говорит, что там дальше есть место для остановки, бегите туда, а я его задержу. Мы хватаем рюкзаки, выбегаем на шоссе и видим фуру, стоящую неподалеку. Всю дорогу болтали с водителем-норвежцем, который много рассказал о Норвегии, о Лофотенских островах, где он родился, и куда мы направлялись.
Пока ехали по Швеции, картинка за окном была однообразная и не иинтересная - те же елки и сосны, что и в Карелии. Но по мере приближения к Норвегии пейзаж за окном стал меняться в лучшую сторону - начали появляться бурные реки, красивые горы и заснеженные вершины. Въехав в саму Норвегию, мы влюбились в нее окончательно и бесповоротно. Каждую минуту нам открывались все новые и новые восхитительные виды. На фуре мы доехали до Бьервика и встали на ночевку.

12 июля.
Позавтракав, вышли на трассу на окраине Бьервика, и минут через 15 остановилась "Шкода" с французской парой. Они уже 3 года живут в Стокгольме, а сейчас на несколько дней вырвались покататься по Норвегии. Мы присоединились к ним и проехали вместе до города Сволвер - столицы Лофотен, по пути останавливаясь в красивых местах, чтобы сделать несколько фото. Сволвер со всех стороных окружен горами, и мы просто не могли не залезть на одну из них. Сначала поставили палатку на берегу небольшого живописного озера (предположительно, на чьей-то частной территории), оставили свои рюкзаки и начали подъем. Мы быстро нашли тропинку наверх. Погода весь день стояла солнечная, и тропинка была сухой - подниматься было одно удовольствие. На середине подъема нас ждал сюрприз - небольшое озерцо, напоминающее бассейн на одном из этажей какого-нибудь многоэтажного отеля. Пофоткались и продолжили путь. И вот, наконец, долгожданная вершина. Это просто сказка! Вид на город и море просто шикарный, и кругом горы! Время 7 вечера, но северное солнце еще высоко. И тишина. Незабываемые впечатления. Побывать в Норвегии и не залезть в горы - просто преступление!

13 июля.
Утром искупались в озере, позавтракали и начали выбираться на трассу, от которой, надо сказать, накануне топали до места ночевки часа полтора. Решив, что ничего не потеряем, если будем голосовать по пути, подняли большой палец первой же обгонявшей нас машине, и она остановилась! В ней ехал интеллигентный норвежский старичок, бывший физик-ядерщик, который не только согласился вывезти нас на трассу, но и довез до Борга, куда мы направлялись, а по пути даже сделал крюк и завез нас в Эггум, чтобы показать нам это местечко. Накануне дальнобойщик рекомендовал нам это поселение, как лучшее место для наблюдения за "Midnightsun" - полуночным солнцем, которое в это время года не уходит за горизонт, а 23 июля только в первый раз касается горизонта. Таким образом midnightsun нам увидеть не удалось, но в Эггуме мы побывали, насладившись местными пейзажами гор, в которые поднимался подвозивший нас старичок, когда был помоложе. В Борге мы с ним расстались у входа в Lofotr - музей викингов. Местечко оказалось довольно пафосное - типичный развод туристов на бабло. Такие этнические дома-музеи обычно наводят на меня скуку. Но кроме самого дома викингов там есть реконструированный корабль викингов и работающая кузница, а кроме того можно пострелять из лука, пометать копье и подраться на бревне подушками - вот там мы оторвались по полной. Кстати говоря, вход стоит 100 NOK (90 - для студентов, мой просроченный ISIC прокатил - его даже не стали смотреть), но за вход, в принципе, можно не платить, а отойти подальше от центрального входа и попасть на обширнейшую территорию музея совершенно бесплатно.
В музее мы познакомились с русской парой Надей и Сергеем, которые отмечали в Норвегии медовый месяц. На их пикапе Toyota Tacoma мы доехали до Москенеса, где выяснилось, что ближайший паром в Бодё опаздывает и отправится одновременно с последним в 9 вечера. На часах было 16 часов. Оставшееся время мы потратили на приготовление обеда, сон под теплым лофотенским солнцем, восхождение на небольшую горку, прогулку до магазина и игру в сокс. В Бодё у нас была договоренность о вписке, но паром, даже следуя по расписанию, пришел бы в 0.30, а он опаздывал почти на час, поэтому мы решили не беспокоить ребят и поехать с нашими соотечественниками до ближайшего кемпинга.
В итоге мы влезли только на последний паром, который отправился с огромным опозданием где-то в 22.30, а в Бодё прибыл в 3 часа ночи. В поисках места для ночевки мы доехали до одной из главных местных достопримечательностей - крупнейшего водоворота Сальтстраумен. Зрелище потрясающее. Он достигает максимума 4 раза в сутки (расписание можно посмотреть в ближайшем информационном киоске). В эту ночь максимум был где-то в 2 часа, а мы смотрели в 3.30, но остались под впечатлением. На парковке неподалеку уже ночевали десяток кемперов и ребята решили заночевать в машине тут же. Мы поставили палатку недалеко от них на полянке рядом с церковью.

14 июля
Ребята из Питера оказались интересными и очень дружелюбными и были не против подвезти нас и дальше, тем более, что сами тоже двигались в направлении Трондхейма, до которого оставалось более 700 км. Вместе мы выехали на трассу Е6, проходящую через всю Норвегию. Тут мы стали свидетелями потрясающей оптической иллюзии. Дорога долгое время шла под горку (ну или по крайней мере так казалось), все это время параллельно дороге текла река, но самое удивительное, что ее течение было против нашего движения, то есть складывалось впечатление, что река течет в гору! =)
На Полярном круге сделали остановку. Местечко - так себе - каких-то особенных чувств не вызвало. Несколько однообразных скульптур и сотни построенных туристами башенок из камней - туров.
Самым впечатляющим событием этого дня стал заезд к пещере Гролингротта. Всем, кто будет в тех краях, must see. Причем рекомендую попадать туда, как это получилось у нас: вечером, после закрытия (кажется, после 7 вечера). Таким образом вы сэкономите 100 NOK, крторые совершенно необоснованно сдирают за вход, а самое главное попадете в пещеру одни, без толп туристов и работающего в ней освещения (только фонарики не забудьте). Пещера завораживает - множества созданых подземными водами ходов, шумная река с небольшим водопадом, капли воды на сводах, блестящие в лучах налобных фонариков, оставляют неизгладимые впечатления!
Покончив со спелеологическими исследованиями, мы двинулись дальше. Погода откровенно не радовала - под вечер зарядил унылый монотонный дождь, и мы встали на ночевку около какого-то кемпинга, проехав несколько километров за Мо и Рана.

15 июля
Решив, что не стоит больше надоедать Наде и Сергею, попробовали с утра стопить около придорожного кафе, неподалеку от места ночевки. Но после часа безрезультатного голосования подъехал знакомый пикап, и ребята предложили залезать обратно к ним в машину. Так и доехали с ними почти до Трондхейма. На подъезде к городу распрощались с ними на заправке и поехали дальше на микроавтобусе с мужичком с двумя мелкими сыновьями. Высадили нас где-то на окраине и спустя час, благодаря GPS-навигатору, добрались до студенческого городка, где нас ждала вписка.
Вписал нас очень гостеприимный и веселый студент из Бразилии Томас. Спустя час к нему прибыли еще двое братьев испанцев и мы вместе с ними и еще одним другом Томаса принялись за интернациональный ужин и светские беседы. Один из испанцев оказался на одно лицо с нашим актером Алексеем Чадовым из фильма "Живой". Я сообщил ему об этом, подкрепив информацию тут же найденым в интернете кадром из фильма. Радости Дэниэла не было предела! Он попросил записать для него имя актера, чтобы потом хвастаться друзьям.
Потом Томас посвятил нас в церемонию распития чая матэ. Было не сказать, чтобы вкусно, но довольно любопытно.
После долгих разговоров и последующего зависания в интернете спать легли около четырех часов утра.

16 июля

Весь день провели в компании испанцев Даниэля и Андреаса, гуляя по городу. Заглянув в Var Frau Kirke были приятно удивлены, что там всем предлагают бесплатный чай или кофе со вкусными печеньками. Днем парни познакомились на улице с симпатичной норвежкой и договорились вечером встретиться с ней и ее сестрой. Мы немного посидели с ними на берегу реки, затем распрощались, не забыв пригласить в Россию, и отправились в студенческий городок, где жил Томас. Нас с ним пригласили на очередной интернациональный ужин, на котором присутствовали студенты из США, Франции, Мексики, Индонезии и одна девушка из России. Мы провели отличный вечер в приятной компании.

17 июля.
Утром попрощались с Томасом и вышли к ближайшей заправке на Е6, откуда довльно быстро стартовали, но зависли на заправке около Оркангера. Через 2 часа норвежец лет 18 согласился немного прокатиться с нами в сторону Кристиансунда, хотя ему туда было не нужно. И как-то я не заметил, что он очень быстро съехал с нужной нам трассы Е39 и повез нас куда-то в сторону. Только включив GPS я понял, что мы едем не туда, но парень заверил, что он уже ездил по этой дороге в Кристиансунд, и что все путем. Но когда он съехал и с этой дороги на более локальную, я понял, что дело не уха и сказал ему поварачивать назад. В итоге он вернул нас на Е39 чуть дальше, чем место, где подобрал, а мы потратили больше часа драгоценного времени. Я был голоден и зол на парня. Но я все простил ему через час и даже был благодарен, что мы так поплутали по дорогам, так как иначе не случилось бы того, что случилось чуть позже. Мы проехали еще километров 50 с женщиной - директором провинциального театра. Она нас высадила перед развилкой в месте для отдыха. Когда мы вылезали из машины, услышали восторженные крики. Это были наши друзья-испанцы, с которыми мы познакомились в Трондхейме у Томаса. Они провели предыдущий вечер с девчонками-норвежками и у одной из них и заночевали, а на следующий день после долгих поисков вариантов, как поехать дальше, арендовали машину и тоже двинули в Кристиансунд по Е39, где и встретили нас. После братания и небольшого перекуса с обсуждением, как тесен мир, мы начали упаковываться в их очень компактный Ситроен. Получилось тесновато, но, как говорится, лучше плохо ехать, чем хорошо стоять. А кроме того в лице Данилы и Андрюхи (Даниэля и Андреаса) мы обрели на ближайшие 2 дня офигенно приятную и веселую компанию, с которой потом было очень жаль расставаться. Старший брат - 26-летний Даниэль живет, путешествуя, находя работу в тех странах, где находится. Иногда к нему присоединяется младший 22-летний Андреас, который учится в университете в Барселоне. В этот раз парни возвращались из Тромсё, где месяц работали в турфирме, ухаживая за собаками (хаски).
Только поздно вечером мы доехали до Кристиансунда и попали на знаменитую Атлантическую дорогу, проходящую по множеству мостов между острововами. Если честно, я ожидал от нее большего. Она оказалась не такой уж длинной и всего с одним необычным изогнутым мостом, около которого мы остановились погулять по острову, пофоткаться и поужинать. Братьям на следующий день нужно было сдать машину в Бергене, поэтому мы решили ехать, пока это возможно. В 2 часа ночи мы были в Молде, но несмотря на столь поздний час, раздавались звуки живой музыки, а по центру города гуляло много молодежи - на этой неделе в Молде проходил знаменитый ежегодный джазовый фестиваль. Мы бы с удовольствием задержались здесь на несколько дней, но времени на это у нас не было. Мы выехали на окраину города и остановились на ночевку. Мы в палатке, а испанцы в машине.

18 июля.
Двинули на юг через Андалсенес. Первое, что нас ожидало, это Trollstigen - Лестница Троллей - серпантинная дорога, поднимающаяся высоко в горы. Место потрясающее, открывающиеся виды офигенные. Must see, короче говоря. Вообще, весь этот день был насыщен красивейшими пейзажами, не даром этот маршрут очень популярен в Норвегии. Дальше был Гейрангер и одноименный фьорд. Говорить о красоте этого места нет смысла. Это надо просто видеть! Проехав его, мы просто не могли не заехать на смотровую площадку на вершине Далснибба. Наш маленький по полной загруженный Ситроен еле карабкался по крутой извилистой дороге, но таки справился с возложенной на него нелегкой задачей. А на вершине - красота неописуемая: вокруг горы, снег, внизу зеленеет Гейрангерфьорд, небо чистое, погода отличная - живи и радуйся! Мы не удержались от соблазна походить по снегу и слепить хоть маленького, но снеговика.
В Берген братья не успевали, поэтому им пришлось продлить аренду машины на три дня, но за эти три дня они решили доехать до Осло, заехав на полдня в Берген. Расстояние оставалось приличное, потому они торопились, но я все же уговорил их вечером заехать на ледник Бриксдален, сделав крюк в 40 км. Сам, ледник оказался достаточно высоко в горах, вдали от дороги. Топать до него 45 минут, которых у нас не было. Думаю, если бы мы поднялись до него, впечатления остались бы другие, а так... Не зацепило, в общем. На ночевку в этот день остановились около 2 ночи в 200 км от Бергена.

19 июля.
С утра немного проехали с ребятами до Согнефьорда и распрощались уже второй раз. Они поехали в Берген, а мы решили сначала съездить во Флом. Дорога до него заняла у нас 5 часов и 4 машины. О Фломе бытуют разные мнения: одни говорят, что офигенно круто, другие, что все то же самое можно увидеть и в других местах Норвегии, причем бесплатно, и ехать не стоит. Я до посещения придерживался второго мнения, но побывав там, заявляю с полной ответственностью: ехать туда стоит! Из Флома до станции Мюрдал по живописной горной железной дороге ходит небольшой поезд. По ходу следования (чуть меньше часа) открываются красивые виды на горы, водопады, бурные горные реки. Около самого крупного водопада Кьесфоссен поезд останавливается, можно выйти и пофотографироваться, а кроме того в этом месте всех посетителей ожидает сюрприз. Какой - не скажу, а то не интересно будет (хотя, многие и так знают). Билет Флом-Мюрдал-Флом стоит 310 NOK, Флом-Мюрдал - 210 NOK. Если брать билет в одну сторону, обратно можно вернуться пешком (20 км под горку), либо взять на прокат велосипед и вернуться на нем. Так мы и поступили, и это было самое потрясающее в этот день! Прокат стоит 50 NOK за час или 250 за целый день, плюс 80 NOK за билет за велосипед на поезд. Нам хватило 3 часов, включая час на поезде. Это было реально круто! Сначала идет полный экстрим - спуск по грунтовому серпантину - фактически по камням, потом более приличная и пологая грунтовка и под конец - асфальтовый "автобан", где можно нехило разогнаться. И все это время тебя окружают обалденные пейзажи. А все остальные неудачники едут туда и обратно на поезде и фоткают их через стекло вагона, метаясь от одной стороны вагона к другой.
Вернувшись во Флом еле успели забрать свои рюкзаки в пункте продажи "велосипедных" билетов, который уже не работал, и где ждали только нас. Нашли укромное местечко для палатки на пригорке за футбольным полем, обнаружили рядом еще одну палатку и двух французов, которым так же как и нам казалось, что 150 крон (>600 руб.) - необоснованно завышенная цена за возможность только лишь поставить палатку в кемпинге. Однако только мы успели поужинать и залезть в палатку, как услышали сзади: "Чпок. Добрый вечер!" "Эй, здесь нельзя ставить палатку! Это частная территория, валите отсюда!" Так мы впервые столкнулись с недружелюбностью отдельно взятых норвежцев. Но в общем-то он был прав, и мы спорить не стали, а собрали вещи и пошли искать новое место. Через полчаса нашли небольшое поле, на котором уже стояла одна палатка, а молодой немец возле нее сообщил, что они спрашивали разрешения у женщины из белого дома неподалеку, и она дала согласие. Так как было уже довольно поздно, чтобы спросить тоже, мы решили, что нам так же разрешат, и поставили палатку.

20 июля.
Выезжать из Флома стопом проблематично: он находится между двух тоннелей - на трассе стоять негде, пришлось стоять у рукава-выезда на E39. Чтобы сменить позицию, мы даже согласились проехать немного в противоположную сторону. К 5 вечера прибыли в Берген. Самый дождливый город планеты, как и полагается, встретил нас дождем, но к счастью недолгим, и все последующее время пребывания в этом городе нам сопутствовала отличная погода. Вписывающий нас итальянец Стефано немного перепутал и ждал нас на следующий день и в настоящее время был где-то в горах и возвращался только поздно вечером. Поэтому нам пришлось гулять по вечернему Бергену с тяжелыми рюкзаками, что немного подпортило впечатления. Но в целом город очень понравился. Мы погуляли по знаменитой Ганзейской набережной Брюгген, прокатились на фуникулере Флойбана до смотровой площадки, откуда открывается восхитительный вид на город. Спустившись пешком с вершины, немного послушали уличных музыкантов и пошли встречать Стефано. Он уже 2 года работает здесь и снимает второй этаж в уютном небольшом домике с превосходным видом на фьорд. Было очень приятно пообщаться с ним, узнать много интересного об Италии и Норвегии.

21 июля.
Рано утром Стефано поехал на работу и подбросил нас до центра. Мы позавтракали, немного погуляли, присоединились к русской экскурсии, послушав немного про Брюгген. После этого решили подняться на самую высокую гору около Бергена - Ульрикен (высота 643 метра). Достаточно быстро нашли туристическую тропу и стали подниматься. Подъем занял 3 часа. На самом верху с удивлением обнаружили пасущихся там овец. С вершины открывается офигенная панорама на город, окружающие его горы и море. Очень рекомендую. Тем более оказалось, что есть и более короткий и цивилизованный путь наверх, начинающийся от неработающего ныне еще одного фуникулера Ульрикенбана. По нему мы и спустились, встретив по пути множество бергенцев, для которых восхождение на Ульрикен - своего рода зарядка. У нас же на всю прогулку ушел целый день. Вечером зашли на знаменитый бергенский рыбный рынок. Все продавцы очень доброжелательны и улыбчивы, с радостью дают попробовать свежую рыбу и другие морепродукты. Мы купили рыбки и поехали к Стефано, чтобы вместе поужинать.

22 июля.
Утром по пути на работу наш итальянский друг подбросил нас до выезда на шоссе E39 в сторону Ставангера. Путь до него занял целый день. По пути встретили коллег - чешских автостопщиков парня и девушку. Нас подвозил добрый дядя на микроавтобусе Volkswagen, подобрал и их. Высадил нас вместе около Лейрвика - это была проблема: двум парам уехать с одного места вдвое проблематично, чем одной. Мы встали на автобусной остановке, а они остались на заправке позади нас, но видимо потом тоже переместились на трассу на предыдущую остановку, т.к женщина, подобравшая нас, сказала, что видела их, но не взяла, потому что у них была табличка "Oslo". И неудивительно, что не взяла - они бы еще свой родной Брно написали на табличке и пытались бы кого-нибудь застопить!
С семьей бельгийцев мы заехали в Хагесунд, чтобы посмотреть на строящуюся нефтяную платформу, и с ними же доехали до Ставангера, в котором задерживаться не стали и первым же паромом в Тау начали путь в сторону Прейкестолена. Мы решили поставить палатку на середине пешеходного маршрута к знаменитой скале и сходить до нее рано утром, пока не набежала толпа посетителей.

23 июля.
В 4 утра небо было затянуто серой пеленой, поэтому мы поспали еще час, и за это время ситуация заметно улучшилась - небо было почти чистое, и светила блеклая северная луна. На подходе к Прейкестолену стали свидетелями восхода солнца над Лисефьордом - зрелище потрясающее! Сама скала, как мы и предполагали, оказалась пуста, лишь одинокая палатка какого-то фаната ютилась в углу между камнями. Несмотря на то что на фотках я видел это место уже неоднократно, Прейкестолен и Лисефьорд поразили своей красотой. В лучах утреннего солнца все выглядит настолько восхитительно, что хочется всю эту красоту забрать с собой, и фотокамера щелкает, не переставая. В 7 утра мы стали возвращаться к палатке и встретили первых (после нас) посетителей. Пока позавтракали, собрались, поговорили с ночевавшим в палатке по соседству с нами русским, поток посетителей заметно увеличился, и когда мы подходили к началу пешеходного маршрута, это уже была нескончаемая вереница туристов. Остается лишь догадываться, что творилось на самой скале. Однозначно, Прейкестолен нужно смотреть рано утром!
Накануне до начала пешеходного маршрута нас на своем караване подвозила семья немцев: мама, папа и сын лет 12-ти. Спустившись с Прейкестолена, мы снова встретили их, и они согласились подвезти нас дальше. Их детство прошло в ГДР и папа Клаус неплохо говорил по-русски, да и сынулька Мориц знал несколько фраз. Но в основном, общались мы на английском, и это было очень приятное знакомство. Дальше наш путь лежал в Осло. Вскоре, попрощавшись с немцами, мы застопили еще один караван, в котором ехали бородатый дедок-норвежец и его довольно молодая дочка лет 25. Они ехали в Seljord на крупнейший в стране фестиваль кантри-музыки, который так и назывался "Countryfestivalen". Этот городок находится на трассе E134, ведущей в Осло, поэтому мы поехали с ними до конца, пройдя половину неблизкого пути от Ставангера до Осло. Вечером, прибыв к месту проведения фестиваля, были приятно удивлены, что первый день вход бесплатный. Мы не могли упустить такой шанс! Нам предложили оставить наши рюкзаки у входа, и мы налегке пошли наслаждаться музыкой и атмосферой фестиваля. А атмосфера была просто фантастическая - весь народ стильно одет в кожаные штаны, жилетки, косухи, ремни, мокасины. У каждого второго на голове ковбойская шляпа. Тут же продается множество стаффа - я не удержался и купил себе шляпу. Вообще, все было очень стильно и душевно, веселые люди, классная музыка и танцы под нее. В этот вечер мы оттянулись по полной программе. Вообще весь день получился одним из самых впечатляющих за все путешествие.

24 июля.
После классного дня просто обязано было случиться что-нибудь нехорошее, и оно случилось. Мы зависли в Сельорде на 5 часов! В 9 часов вышли к заправке на объездной дороге. После 2 часов безрезультатного стопа под жарким солнцем пошли купаться в ближайшем озере. Потом сменили позицию, пройдя вперед по трассе до следующего выезда из города. Через 5 минут подошел мужчина из соседнего дома со здоровой горстью черешни и предложил нам. Еще через полчаса, видя как мы жаримся на солнце, пригласил во двор облиться из садового шланга. Показал собственноручно сделанное каноэ и еще немного поговорил с нами. Потом произошла еще одна забавная ситуация. Мимо нас проходил рыжий парень с велосипедом, остановился и сказал: "У меня проблема - я сильно обгорел, немогли бы вы намазать мне спину кремом?" Потрясающая простота! Пока Юлька намазывала его спину, он сказал, что на русских мы не похожи, а следующим его вопросом было, есть ли мы на Facebook? В общем, парень своей непосредственностью просто взорвал нам мозги. Потом опять подошел садовник и попросил помочь скинуть со здоровенной черешни спиленные ветки, после чего предложил набрать с собой ягод, сколько хочется. В общем, в этот день черешней мы наелись на год вперед.
Молодой парень, любитель тяжелой музыки вывез нас из Сельорда и через час высадил в Нотоддене. И тут снова произошла удивительная встреча: мимо проезжала та самая немецкая семья, с которой мы познакомились два дня назад. Они остановились, тоже очень обрадовавшись встрече с нами. И в этот момент на выезде из города, где мы стояли образовалась здоровенная пробка - впереди горел небольшой домик и пожарные с полицией перекрыли дорогу. Но GPS показал нам, что из города есть еще выезд , и немного поплутав по улицам города, мы выехали на трассу и продолжили путь в Осло.
Немцы высадили нас немного позже, чем нужно, и нам пришлось добираться до вписки на двух автобусах. Билет стоит 30 NOK (примерно 140 руб!), но дает возможность в течение часа ездить на любом общественном транспорте (автобус, трамвай, метро). Дозвониться до Мари, которая должна была нас встретить, не получилось (как выяснилось позже, у нее украли телефон). Поэтому дверь нам открыла ее мама Рут и очень нам обрадовалась. Замечательная женщина, занимается музыкальной терапией с детьми-инвалидами, нам было очень уютно в ее доме, в компании с ней.

25 июля.
Утром купили билеты на ночной автобус Осло-Стокгольм и встретились с Мари. Вместе с ней пошли гулять по Вигеланд-парку, в котором установлено множество скульптур обнаженных людей в самых различных позах. Все они созданы одним скульптором Вигеландом, и как город допустил отдать одному извращенцу такую огромную территорию, я не понимаю (шутка). Все скульптуры довольно целомудренны, некоторые просто смешные, какие-то кажутся дурацкими, но в целом парк оставляет положительные впечатления и является одной из главных достопримечательностей Осло. В парке встретились с подружкой Мари и вчетвером поехали купаться на Осло-фьорд. На городском пляже вода была теплая, но немного грязноватая. После пляжа еще погуляли по центру города - ничего особенного, обычный крупный город, каких множество. Вечером нас ждал ужин на балконе у Рут - было очень вкусно, а кроме того мы очень приятно пообщались.
В 11 вечера на автобусе отправились в Стокгольм.

26 июля.
В Стокгольм прибыли рано утром и в 7 утра позвонили в дверь Улова - нашего шведского вписчика. Он уже 7 лет изучает русский язык и год жил в России, а кроме того интересуется русской литературой и рок-музыкой, играет на гитаре песни Кино и ДДТ - словом, очень интересная и неординарная личность. В этот день после того, как мы купили билеты на паром до Турку и погуляли по центру, мы снова встретились с Уловом и его знакомой по имени Катя, переехавшей из России в Швецию 8 лет назад. Вместе мы отправились на пикник на берегу озера Мелларен, где приятно провели оставшийся вечер, купаясь, попивая вино и распевая песни под гитару.

27 июля.
Первым делом отправились в Скансен. Там я хотел побывать еще в прошлом году, но тогда не хватило времени. В Скансене нам понравились старинные домики и воссозданная атмосфера давних лет, поддерживаемая сотрудниками парка, одетыми в старинные костюмы, и рассказывающие каждый о своем объекте, в котором находятся. А вот зверюшек, изнемогающих от жары в своих тесных вольерах, было жалко. Но в целом парк понравился - красивое место!
Потом встретились с Уловом в Gamla Stan'е - центральной исторической части города и немного погуляли, разглядывая старинные узкие улочки под музыку уличных музыкантов. А вечером нас ждал паром Viking Line до Турку, на котором мы отпраздновали окончание нашего совместного путешествия "Бейлизом" и танцами под живую музыку, выступавшей в баре группы.

28 июля.
В Турку нас встретила финка-скаут, которая отвезла Юлю на морской фестиваль скаутов "Satahanka", а меня высадила в удобном для стопа месте на трассе. На этом закончилось Юлино путешествие, но отнюдь не мое. Я очень быстро добрался до Хельсинки с эстонским дальнобойщиком, и там, на выезде на трассу в сторону Питера случилась еще одна забавная ситуация. Остановилась старенькая Мазда, в которой сидели два финна, лет 30 и 50 соответственно. Я говорю: "Вы, случайно, не едете в сторону Котки?" Они чего-то посовещались на чухонском и спрашивают: "У тебя есть водительское удостоверение?" "Есть, говорю, а что?" А они: "Ты можешь отвезти нас в Котку?" Я грю:"Могу, а машина-то ваша?" Они отвечают: "Машина наша, просто мы только что с парома из Таллина, бухали там три дня подряд, ехать самим как-то ссыкатно, довези нас, будь другом". Ноу проблем, поехали! С английским, кстати говоря, у них как-то совсем плоховато было. Но они продолжают дальше: "Ты можешь довезти нас еще от Котки до Иматры, мы там живем, это 120 км в сторону? А мы тебе дадим 100 евро, и ты уедешь оттуда на автобусе". Я грю: "Я бы рад вам помочь ребята, но 120 км - слишком уж дофига, а мне еще до Питера надо добраться". Но по пути они показывают мне карту и оказывается, что их Иматра находится рядом с границей, километров на 100 северней Торфяновки. "Ты нас довези, умоляют, а наш друг перевезет тебя через границу до Светлогорска". Ну ладно, хрен с вами, сделаю небольшой крюк - всяко лучше, чем в Котке стоять, ждать попутки. В общем, довез их до дома, получил 100 евро и жбан эстонской водки в придачу, только вот теперь думаю, можно ли это автостопом назвать? =) Друг их, оказавшийся дедком лет 70, довез меня только до границы, но там я сразу вписался в машину к забавной парочке новых русских, всю дорогу до Питера сравшихся друг с другом и не обращавших при этом на меня никакого внимания.
Потом была ночь у друзей, прогулки по Питеру и родной поезд СПб-Петрозаводск. На этом главное приключение лета-2008 под названием "Автостопом по Норвегии" можно считать законченным.

Вместо послесловия

Норвегия – обалденная страна! Самая главная ее достопримечательность – это природа: горы, фьорды, водопады, горные реки, озера – вряд ли где встретишь эти природные богатства в такой концентрации на единицу площади. Рекомендую к просмотру Лофотенские острова, водоворот Сальтстраумен, пещеру Гролингротта, какой-нибудь из ледников (но обязательно подняться до самого ледника), Trollstigen – дорогу троллей, Гейрангерфьорд и вершину Далснибба, Флом, и конечно же Лисефьорд и Прейкестолен!

Время для путешествия было выбрано, наверное, самое удачное – середина лета, июль. Большую часть времени нам сопутствовала хорошая погода. Иногда попадали и под дождь, но не припомню, чтобы это очень сильно напрягло нас. Даже в Бергене – самом дождливом городе мира, погода была замечательная. В горах довелось потрогать снег и слепить снеговика, а на юге страны бывало по 30 градусов тепла в тени.

Норвегия – одна из самых дорогих стран мира, так что денег надо брать с запасом. Все цены в отчете указаны в норвежских кронах, 1 NOK = 4,5 RUR. Поскольку мы путешествовали автостопом, то основными статьями расходов были питание и паромы (про них чуть позже). Для путешествующих на собственной машине большая часть расходов уйдет на бензин – он стоит 13-14 NOK. Лет 40 назад в Норвегии нашли нефть, и с тех пор страна полностью изменилась, поднялся уровень жизни, доходов и вместе с тем цен на различные товары. Одним из наиболее часто употребляемых нами слов в общении с местным населением и другими туристами, было “expensive” (“дорого”), причем разговор о дороговизне часто начинали сами норвежцы, жалуясь на высокие цены.

Автостоп в Норвегии существует, и везде он разный. Подбирают как местные жители, так и туристы. Нам, наверное, повезло, и значительную часть пути мы проехали сначала с русской парой, потом с братьями-испанцами. И с теми и с другими мы имели возможность останавливаться и осматривать различные достопримечательности. На юге со стопом было немного похуже, и один раз мы зависли на 5 часов. В Норвегии очень популярны машины с двумя сиденьями (пикапы, микроавтобусы), их можно отличить по зеленым номерам. За такие машины взимается меньше налогов, но для пары автостопщиков они непригодны, и несколько раз водители таких машин пожимали плечами, мол рад бы взять, но только одно свободное место.

В Норвегии очень сложный ландшафт, сильно препятствующий строительству дорог. В горах приходится делать туннели, а через фьорды, врезающиеся в береговую линию строить мосты и пускать паромы. А за все удовольствия, как известно, надо платить, поэтому в Норвегии очень много платных дорог, на паромах нужно платить за машину и за каждого пассажира (в среднем 20-40 NOK). За все наше путешествие, мы использовали около 15 паромов и под конец научились попадать на паром без оплаты.

Почти все норвежцы, с которыми нам доводилось общаться, были хорошими и приятными в общении людьми. Но, возможно, это специфика автостопа: плохие и злые люди подбирать автостопщиков не будут. Абсолютно все встреченные нами норвежцы владели английским языком, и проблем с пониманием, как например год назад во Франции, не возникало.

Очень помог в нашем путешествии модуль GPS, встроенный в мой коммуникатор. Особенно в городах, до нужного нам адреса мы добирались по нему. В Трондхейме, например, при помощи GPS нашли ближайшую аптеку, когда понадобилось купить таблетки, да и вообще, трасса веселей проходится, когда постоянно в курсе, в каком месте находишься. Самые хорошие карты Европы оказались для программы iGO8, единственная проблема, что для нее требуется дофига свободной памяти, и иногда перед началом работы с ней приходилось перегружать коммуникатор.

В этом году мы побывали в невероятно красивой и замечательной стране, в которую хочется вернуться снова. Надеюсь, что мой отчет будет полезен тем, кто там еще не был, но планирует побывать, а может даже вдохновит тех, кто об этом даже не задумывался, на путешествие в удивительный мир, имя которому Норвегия!

Оставить комментарий

Уведомлять меня об ответах

Комментарии (20)

  1. Доктор
    18 Nov 2015г. в 18:35

    Интересно, узнал много нового. Всегда любопытно посмотреть на чужой опыт. А вот наше первое путешествие по Центральной России и Калмыкии, если интересно загляните почитать: http://hramputi.ru/rossiya-kalmykiya/ Потом расписал по всем регионам. Отправились в первое путешествие автостопом и в итоге проездили пол года с палаткой :) Калмыкия особенно впечатлила резкими переменами ландшафта и сильным ветром. Зато после купания и стирки одежды в реке, высыхаешь на таком ветре ровно за 5 минут :)

  2. Дмитрий Новицкий
    30 Aug 2015г. в 10:14

    Спасибо, Оксана!
    Рад, что мой отчет вас порадовал. С предстоящим пополнением вас! =)

  3. Оксана
    30 Aug 2015г. в 01:00

    Здравствуйте, Дмитрий!
    Весь вечер вас читаю, а после поста про Норвегию не выдержала - пишу:)) Мы тоже как раз летом 2008 путешествовали по Норвегии. Только на несколько недель раньше. И маршрут частично совпал. У нас конечной точкой был Нордкап, а ездим на фургоне-кампере вольксваген калифорния, из Испании ехали. И на Прейкестолен тоже ходили в 4 утра и были там одни!!! Вот это вы мне вечер воспоминаний устроили:)) Тогда еще без детей, а сейчас двое уже - 5 лет и 2,4г. и третий скоро будет. Подписываюсь на вас. Спасибо!

  4. Дмитрий Новицкий
    21 Jul 2015г. в 16:57

    Артем, спасибо за отзыв. Насколько я помню, плата бралась с машины, то есть, если мы вписывались к кому-то в машину, то не платили. Но, возможно, с тех пор что-то изменилось... 7 лет прошло все-таки =)

  5. Артем
    21 Jul 2015г. в 15:15

    Добрый день! А за переправы на пароме вы что-то платили или же это было бесплатно, садясь в машину, которая переправлялась?

    Очень интересный отчёт, кстати ;)

  6. Виктор
    05 Aug 2013г. в 16:37

    Последняя ссылка битая. Вывесил бы уже все в google альбомах. И комментировать удобно и места он не жалеют.

  7. Наталья Микитенко
    19 Jul 2013г. в 13:01

    Димка, вот и мы скоро воспользуемся твоими подсказками по маршруту!) Собираемся к сестрице и ее семейству! А почему столько денег ушло у вас, если вы бесплатно ехали, бесплатно ночевали...? На какую ж сумму рассчитывать нам на троих, на своей машине, с кемпингами и музеями-парками?..

  8. Дмитрий Новицкий
    14 Oct 2009г. в 17:06

    Леля, виза у нас была финская, так что никаких проблем и с попаданием в Норвегию. А что, за границу можно как-то без загранпаспорта? =)
    Денег у нас ушло около 50 тыс. на двоих.

  9. Леля
    14 Oct 2009г. в 14:38

    А проблем с визой не было? Или вы ездили, как и надо, с визой и заран паспортом? Вообще сколько примерно надо по деньгам, какие документы и сколько времени надо? Следующим летом собираюсь из Иркутска...

  10. asteron
    08 Sep 2009г. в 13:26

    Привет. Хороший рассказ.
    Расскажи пожалуйста поподробнее про бесплатную вписку на паром. Собираюсь скоро проехать часть вашего маршрута. И хочется максимально дешево.

  11. Kat
    05 Jun 2009г. в 09:06

    Спасибо за подробный рассказ! Мы тоже подумаываем на машинах по Норвегии, примерно по Вашему маршруту.

  12. Дмитрий Новицкий
    19 Jan 2009г. в 14:01

    Tm Ttp Tr, ничего сложного. Только дорого. Ведь не считая бензина, надо постоянно платить за паромы, мосты и платные дороги.
    Самые сложные участки были на Леснице Троллей и подъеме на Далсниббу. Но даже на них под завязку загруженный маленький Ситроен забирался до самого верха.

  13. Tm Ttp Tr
    19 Jan 2009г. в 13:28

    Добрый день.
    Весьма понравился Ваш маршрут. Подумываю о том, чтобы повторить, только не автостопом, а на своих четырёх.
    А вот скажите, если не с точки зрения автостопщика-пассажира, а с точки зрения водителя, насколько он сложен, я имею в виду прежде всего горные дороги в Норвегии, если, конечно, обращали на это внимание?
    Спасибо.

  14. Дмитрий Новицкий
    17 Jan 2009г. в 11:58

    Аноним, насчет вписки Вы все правильно поняли. Существует два крупнейших проекта: http://hospitalityclub.org и http://couchsurfing.com - мы используем второй.


  15. 17 Jan 2009г. в 11:33

    Отличный репортаж! В Осло, кстати, есть музей, очень похожий на шведский Скансен:
    http://kotjus-sova.livejournal.com/135973.html?mode=reply
    А можно вопрос неандертальца? вписка - это бесплатная ночевка по договоренности? и как это делается, через какой-то сайт?

  16. Ирина
    16 Jan 2009г. в 10:43

    Спасибо большое за ваш рассках.
    Очень интересно, подробно и практично.

  17. Дмитрий Новицкий
    10 Jan 2009г. в 21:32

    Александр, рад, что информация кому-то оказалась полезной. Удачного путешествия! =) В Чернигов пока не собираемся, но за предложение спасибо!

  18. Александр (Чернигов)
    10 Jan 2009г. в 00:20

    Большое мерси за рассказ о Норвегии!
    В июне 2009 года вдвоём с девушкой тоже едем в Норвегию. Изначально планировали ехать через Мурманск и Киркенес, но теперь, видимо, последуем вашим маршрутом.
    Будете в Чернигове - впишу (050 199 74 15 - мобильный, 60 18 31 - домашний) ?

  19. Дмитрий Новицкий
    04 Aug 2008г. в 14:10

    Nipprod, спасибо! Вот в следующем году в Италию смотаюсь и напишу! ;-)

  20. Nipprod
    04 Aug 2008г. в 13:59

    хорошо пишешь, а напиши мне пару отзывов про Италию и Швейцарию? =Ъ