На Куршской косе мы остановились в курортном поселке Нида, неподалеку от российско-литовской границы. Здесь практически в каждом доме сдается жилье разного уровня комфорта и цен. Обойдя несколько домов, остановились у одной бабушки "божий одуванчик", и отправились на море. Сама Нида находится на берегу Куршского залива, но вода в нем чистотой не блещет, и поэтому все отдыхающие ходят на пляж на открытом Балтийском море на противоположном берегу косы (расстояние между берегами — около 2 км). Причем, когда мы приехали, на заливе был практически полный штиль, а на море уже поднимался приличный шторм.
Переночевав в Ниде, мы вернулись на единственную проходящую через косу трассу, чтобы продолжить путь в Россию автостопом. Где-то через час остановился литовец, участвовавший в Ниде в соревнованиях по виндсерфингу и едущий в Калининград. На границе с Россией перед нами не было ни одной машины, и все-таки российские таможенники сумели из ничего сделать очередь. Без каких-либо объяснений нам не разрешали проехать минут 15, хотя декларация уже была заполнена. За это время за нами выстроилось еще несколько машин. Наконец, таможня дала добро, и мы въехали в Россию. Прежде всего мы хотели попасть на Высоту Эфа, но наш драйвер как-то незаметно проскочил это место, уверяя нас, что "дюны там, дальше..." Когда поняли, что проехали мимо, мы отдалились от нужного места уже на 20 км, и пришлось возвращаться назад на проходившем мимо рейсовом автобусе.
Самое интересное, что есть на Куршской косе — это дюны. Пожалуй, самые яркие впечатления от всего путешествия по Прибалтике мы получили здесь.
В средние века после упадка Тевтонского ордена на Куршской косе началась вырубка лесов и выпас скота, что привело к уничтожению растительного слоя, закреплявшего пески. Защиты от ветра не стало, тонкий слой почвы вытоптали копыта коров, и дюны начали разрушаться. Обнажившиеся пески стали перемещаться под действием ветра и засыпать целые деревни. И только к началу XX века здесь начались работы по укреплению дюн и озеленению косы. Торчащие из песка деревянные столбы — элементы укрепления.
Чтобы защитить берег от образования новых дюн, построили искусственную авандюну, протянувшуюся вдоль всего стокилометрового морского побережья. Руководил укреплением ученый Вильгельм Франц Эфа. В честь него была названа самая высокая в Европе и во всей России подвижная дюна Эфа высотой 64 метра.
Пара панорам дюны Эфа (кликабельно):
Сочетание песка, моря и синего неба с облаками создает нереальные впечатления какой-то пустоты и одиночества. Эх, еще бы людей куда-нибудь убрать...
Кстати, о людях. Весь туристический маршрут по Высоте Эфа выложен деревянными мостками, с которых запрещается сходить, так как хождение по дюнам разрушает их и сводит на нет работу по их укреплению. Но ведь в России всегда найдутся люди, которым закон не писан.
С дюны Эфа просматриваются оба берега косы (это заметно на второй панораме). И опять же, если со стороны залива все спокойно, то на открытом море бушует шторм.
На Калининград у нас осталось меньше суток. И в первую очередь мы решили сходить посмотреть на форт №5, благо он находился неподалеку от дома нашей знакомой, где мы остановились.
Форт № 5 — Король Фридрих-Вильгельм III был построем в конце XIX века и входил в состав фортификационные сооружения Кёнигсберга. Назван в честь короля Пруссии, возглавлявшего государство во время войны с Наполеоном. Во время Великой Отечественной войны взятие пятого форта советскими войсками было одним из главных событий штурма Кёнигсберга — форт находился на направлении главного удара на город с севера и выдержал самую длительную из всех укрепительных сооружений осаду.
Несмотря на то, что форт имеет статус музея истории Великой отечественной войны, внутри царит разруха и запустение. Видно, что за ним начали следить, вывезли мусор (не весь) из помещений, поставили забор на мосту и единственного сотрудника, взимающего символическую плату за попадание внутрь. Ну и поставили небольшую экспозицию из нескольких стендов, посвященную взятию Кенигсберга. Кстати, было очень интересно почитать эти материалы. Вообще, если бы вложить в этот форт немного денег и сделать все по уму, то можно получить отличный интересный туристический объект и водить туда экскурсии, как это сделали с фортом №7 во Владивостоке. А пока все, что можно увидеть здесь, это развалины, заросшие кустами.
В день вылета из Калининграда оставалось совсем мало времени, только чтобы посмотреть на Кафедральный собор с могилой Канта и прогуляться по центру.
Калининград тоже не обошла дурацкая традиция завешивать все мосты свадебными замками.
Особенно смешно смотрятся замки с надписями "Маша, Вася, БУЛАТ".
А вечером самолет компании "ЮТэйр" доставил нас в Питер, позволив напоследок взглянуть на Куршскую косу и дюны сверху.
29 Nov 2010г. в 17:20
ПРОСТО СКАЗОЧНО!!!!!!!