Пару недель назад я стал обладателем немецкого водительского удостоверения и теперь хочу поделиться опытом его получения. Да, у меня были российские права, полученные больше 10 лет назад, но оказалось, что при переезде в Германию по ним можно ездить только первые 6 месяцев, а затем их нужно подтвердить, сдав экзамены и получив немецкие.

Поскольку я живу в Мюнхене, то информация будет в большей степени полезна тем, кто планирует получать водительское удостоверение здесь же, но в общем процесс обмена российского в/у на немецкое в любых землях Германии примерно одинаков.

Немецкое водительское удостоверение

Итак, общий план действий такой:

  1. Записаться в автошколу
  2. Пройти курсы первой медицинской помощи
  3. Пройти тест на зрение (обычно вместе с курсами ПМП)
  4. Подать заявление в местный орган власти
  5. Теоретический экзамен
  6. Практический экзамен
  7. Получение удостоверения

Автошкола

Даже если вы отучились в России и имеете российское в/у, нужно обязательно записаться в автошколу. Отличие от тех, кто впервые получает права, в том, что теоретические занятия посещать не обязательно и нет необходимого минимума часов вождения. А для чего же тогда автошкола вообще нужна, спросите вы? Для того, чтобы "представить к экзамену", записав на желаемую дату и время, а также на автомобиле автошколы сдается практический экзамен. Вот и все. При этом расходы на автошколу и ее "сборы" составляют большую часть стоимости всей процедуры. Но таков закон, и от этого никуда не деться, поэтому я решил просто взять от автошколы все, что можно.

Автошколу я выбрал по рекомендации, и в общем не разочаровался и могу также рекомендовать другим: Fahrschule 089 Евгения Грачева. Плюсом было то, что она удачно располагалась между работой и домом. Теоретический курс состоит из 14 занятий, каждое из которых посвящено одной теме. Темы идут циклически, поэтому можно начать в любой момент. Пропущенные занятия можно наверстать в следующем цикле. Занятия проводятся в группах на немецком и русском языках. Евгений рассказывает интересно и с юмором. Есть и минусы в том, что по некоторым темам можно рассказать и больше, но нужно уложиться в полтора часа, а по другим особо обсуждать нечего, но тоже растягиваются на полноценный урок. Но план курса общий для всех автошкол.

Я посетил все темы и нисколько об этом не жалею - полезно для развития. Кроме того ПДД у педантичных немцев расписаны аж на 2500 страниц. Есть некоторые нюансы и различия с русскими. Например, нет понятия, "опережение", а любое опережение - обгон. Едешь по автобану по правой полосе, а по средней кто-то плетется. Проезжаешь мимо него и получаешь штраф за обгон справа.

Билеты

Для решения теоретических билетов можно купить или скачать одну из множества специализированных программ. В автошколе мне предложили за 75 евро доступ к онлайн-сервису для решения билетов. Большинство программ мультиязычные, так как и теоретический экзамен можно сдавать на одном из нескольких языков, включая русский. С 2014 года к экзаменационным билетам добавили около 50 видеовопросов, которых не было в моей программе. Об этом я узнал за день до экзамена. Вот здесь можно найти эти и другие новые вопросы в экзаменационных билетах и потренироваться, чем я и занимался весь вечер. Как назло, именно в этот день у нас отключился интернет, и пришлось подключаться через медленное телефонное подключение и ждать по несколько минут загрузки видео =)

Курсы первой медицинской помощи и тест зрения

При заключении договора в автошколе мне сразу же подсказали, где можно пройти курсы первой медицинской помощи на русском языке и тест зрения. Каждую 2 и 4 субботу месяца они проводятся на Ostbahnhof (тел.: 0176 3124 6618). Курс длится 6 часов, слушается легко, правда, так же легко все полученные знания потом выветриваются. Тест на зрение (Sehetest) проходится здесь же  буквально за пару минут.

Подача документов

Заявление на выдачу немецкого водительского удостоверения подается в соответствующее ведомство. В Мюнхене это Fahrerlaubnisbehörde (адрес: Eichstätter Straße 2, 80686 München). При подтверждении российских водительских прав подаются следующие документы:

  • договор с автошколой;
  • свидетельство о прохождении курсов ПМП;
  • справку о прохождении теста зрения;
  • паспорт;
  • биометрическое фото;
  • перевод российского в/у.

Я где-то читал, что перевод можно делать только в ADAC, но оказалось, что подходит заверенный перевод, сделанный любым присяжным переводчиком. И еще важный момент. Раньше везде писали, что при получении немецкого водительского удостоверения российское забирали, и оно оставалось в ведомстве. Так вот сейчас это совсем не обязательно, нужно просто при подаче документов сказать, что хотите оставить у себя российские права. Для этого, правда, нужно будет еще раз придти в ведомство через неделю, чтобы их забрать.

Теоретический экзамен

Когда я начал решать экзаменационные билеты, то подумал, что теоретическую часть будет сдать сложнее всего. Поначалу я совершал множество ошибок просто из-за недопонимания вопроса или странной его формулировки. Как оказалось просто некоторые вопросы были не совсем корректно переведены. Чаще всего меня вводили в ступор вопросы, начинающиеся со слов "На что вы должны рассчитывать...", пока я, наконец, не сообразил, что правильный перевод должен был быть "Что вы должны принять во внимание...", что для моего математического ума было совсем не то же самое.

Всего вопросов около 1000 и есть очень много отличий от российских. Я уже плохо помню свою учебу на права в России, да и возможно за 10 лет уже многое изменилось, но я был удивлен тому, что в Германии, наверное, только половина вопросов касается непосредственно правил дорожного движения. Очень много внимания уделяется технической эксплуатации автомобиля, безопасности, защите окружающей среды, культуре поведения на дорогах. Видимо поэтому в Германии водители более уважительно относятся к другим участникам дорожного движения, а смертность в результате ДТП в семь раз меньше, чем в России.

Теоретический экзамен в Мюнхене сдается в TÜV (Ridlerstraße 57, 80339 München). Среди сдающих со мной большинство были юноши и девушки 18-20 лет. В экзаменационном классе на столах лежат планшеты, на которых и сдается экзамен. За 45 минут нужно ответить на 30 вопросов, включая 2 видеовопроса. Все вопросы абсолютно такие же, что и в программе, по которой я готовился, и поскольку все они были заранее прорешены, результат был положительный — сдал без единой ошибки.

Практический экзамен

Хотя моим российским правам уже больше 10 лет, реальный опыт вождения гораздо меньше, но я почему-то был уверен, что в отличие от теоретической части здесь проблем возникнуть не должно. Впрочем, даже в случае большого опыта рекомендуется взять несколько часов вождения в автошколе, чтобы привыкнуть к немецким реалиям и знать, на что обращают внимание немецкие экзаменаторы.

Таких нюансов достаточно много, и инструктор должен на них указать. Например, при проезде перекрестков равнозначных дорог нужно демонстративно поворачивать голову направо, чтобы убедиться в отсутствии помехи. При поворотах и перестроениях не достаточно взгляда по зеркалам, но необходим "Seitenblick" — поворот головы и взгляд в "мертвую зону". Не повернул голову — не сдал экзамен, и отговорки, что ситуация контролировалась зеркалами, не спасут. В Мюнхене много кварталов, где действует знак "Зона 30 км/ч". В отличие от обычного знака ограничения скорости этот не отменяется перекрестком, и его действие заканчивается только соответствующим знаком "Конец зоны 30", поэтому нужно постоянно помнить о таком скоростном режиме и не пропускать знак его отмены.

Я взял 3 урока вождения по полтора часа, и все равно практический экзамен завалил. Не знаю, сказалось ли волнение или что, но ошибки были совершенно дурацкие. На одном из перекрестков меня смутила дополнительная секция на светофоре, когда мне нужно было поворачивать налево. Загорелся зеленый свет, а дополнительная секция была погашена, и я решил, что надо дождаться пока она загорится. При этом экзаменатор сказал: "Чего ждем? Поехали!" Я был озадачен таким раскладом, но послушался, но в мыслях об этом не обратил внимания на машину, поворачивающую со встречной полосы направо, и проехал перед ней, не пропустив. Как потом рассказал мне инструктор Евгений, молчавший всю дорогу, экзамен должен был закончиться уже здесь, но экзаменатор почему-то позволил мне ехать дальше. Через какое-то время я допустил еще ошибку: поворачивая на перекрестке с большим количеством полос, я после поворота оказался не в той полосе, занервничал, начал перестроение и услышал немецкую ругань инструктора с заднего сидения. Самое неприятное, что дальше я ехал еще минут 10, выполняя все указания и гадая: "завалил или нет?". Если завалил, то почему позволяет ехать дальше? Наконец, мы остановились в специальном месте, где заканчивается экзамен, и я выслушал вердикт: в получении водительского удостоверения отказано.

Это было большим ударом по уверенности в себе и еще большим по кошельку, ведь за каждую попытку пересдачи нужно снова заплатить 190 евро автошколе и 85 евро госпошлины. Повторно можно сдавать не ранее, чем через 2 недели. Взяв еще один дополнительный урок вождения, я пришел на пересдачу и на этот раз отъездил без ошибок. Если бы я просто сдавал на права, то получил бы готовое водительское удостоверение прямо в машине по окончании экзамена. Но в случае обмена российских прав на немецкие мне выдали лишь подтверждение о сдаче экзамена, а за удостоверением пришлось потом снова идти в Fahrerlaubnisbehörde.

Практический экзамен сдан

Сколько стоит?

В общем итоге замена российского водительского удостоверения на немецкое занимает минимум месяц (в моем случае получилось два с половиной) и требует таких финансовых вложений (цены в зависимости от города Германии и автошколы могут немного отличаться):

220,00 - договор с автошколой

24,00 - курсы первой медицинской помощи

6,34 - тест зрения

15,00 - перевод российского в/у

42,60 - госпошлина за прием документов и изготовление удостоверения

0 - 80,00 - обучающий материал

76,00 - одно занятие по вождению (1,5 часа)

Теоретический экзамен:

90,00 - автошколе

20,83 - госпошлина

Практический экзамен:

190.00 - автошколе

84,97 - госпошлина

Итого: минимум 700 евро, если не брать учебный материал и обойтись без практических занятий по вождению.

Оставить комментарий

Уведомлять меня об ответах

Комментарии (73)

  1. Liza
    04 Feb 2015г. в 17:04

    Дмитрий, поздравляю с правами! У меня завтра практический экзамен - сегодня на последнем уроке по вождению преподаватель прямо до реальных слёз довёл, что я не смотрю по сторонам во время парковки. 15 лет водительского стажа. Место выдачи российских прав: город Петрозаводск)))

  2. сергей
    11 Jan 2015г. в 20:00

    Я сравнил цены, это реально дешевле чем в других автошколах.
    Думаю что скоро когда мои 6 месяцев будут заканчиваться обращусь к Евгению . Спасибо за инфу

  3. Alex
    09 Jan 2015г. в 10:54

    Спасибо за инфу! Мне тоже предстоит сдавать....в Мюнхене))

  4. Valeria
    03 Jan 2015г. в 13:10

    Дмитрий! Огромное спасибо за описание вашего личного опыта и особенно за ссылку на билеты! наконец-то нашла все ответы на свои вопросы!!! Очень благодарна!

  5. Дмитрий Новицкий
    03 Dec 2014г. в 13:16

    Istvan, чуть ниже в комментариях я оставлял e-mail переводчицы, к которой я обращался.

  6. Istvan
    02 Dec 2014г. в 17:13

    Dmitriy, podskazite pozalusta kak vi tak desivo perevod sdelali?
    Spasibo

  7. Дмитрий Новицкий
    19 Nov 2014г. в 22:21

    Дмитрий, к сожалению, я не знаю, как сейчас обстоит с этим дело в других землях. В любом случае, вы ничего не потеряете, если попросите оставить вам российские права.

  8. Дмитрий
    18 Nov 2014г. в 22:13

    А на счет возможности сохранения российского ВУ, это только в Баварии или должно работать во всех землях? У нас в Баден-Вюртемберге народ утверждает, что раньше не удавалось сохранить (хотя, возможно, они тоже не в курсе каких-то последних изменений).

  9. Орест
    08 Nov 2014г. в 21:56

    Дима, огромную БЛАГОДАРНОСТЬ выражаю именно тебе, а Антону за поддержку :)

  10. Орест
    08 Nov 2014г. в 21:52

    Антон, спасибо огромное что поделился своим опытом, а главное за цифры и адреса.

  11. Дмитрий Новицкий
    04 Nov 2014г. в 16:48

    Anton, странно, что такая разница, вроде Франкфурт - тоже крупный город. Хотя может и в Мюнхене можно найти дешевле - я особо цены не сравнивал, а выбрал автошколу по рекомендации.

  12. Anton
    04 Nov 2014г. в 13:03

    Хм, а во франкфурте договор с Автошколой несколько дешевле (в среднем от 80 до 120) и часы занятий по 35/45 euro (город/магистраль)
    А вот работают госорганы заметно медленнее, на замену нужно 2-3 месяца (7 недель только от запроса в Фюрершайнштелле до теор экзамена в школе)...

  13. Дмитрий Новицкий
    18 Oct 2014г. в 12:00

    Макс, прикольно. Надо будет с Евгения комиссионные за привлеченного клиента потребовать =)
    Удачи!

  14. Макс
    17 Oct 2014г. в 10:10

    Спасибо, Дим, написал этой фрау.
    Оказалось, что твоя школа тоже мне удобна, записался тоже туда.

  15. Дмитрий Новицкий
    15 Oct 2014г. в 15:37

    Макс, по объявлениям обзвонил нескольких присяжных переводчиков и выбрал с адекватными расценками. Genia Rauscher, телефон не сохранился, только e-mail: g_rauscher(собака)yahoo.de

  16. Макс
    15 Oct 2014г. в 15:23

    Дим, привет, подскажи а где ты в итоге делал перевод ?

  17. Дмитрий Новицкий
    06 Oct 2014г. в 00:59

    Дмитрий, на автобан я выезжал, просто не написал об этом. Насчет цен - если все автошколы столько запрашивают, то это еще не значит, что так и должно быть. За что, например, автошколой берутся такие грабительские суммы за экзамены? За то что за 5 минут через интернет зарегистрировать на экзамен? Так я бы и сам смог, если бы предоставили возможность.

  18. Дмитрий
    05 Oct 2014г. в 20:31

    Вот такие у нас русские эхмигранты теперь пошли! Ругаются матом на абсолютно стандартные немецкие цены (да, вот столько тут стоит, а автошкола с нуля вообще минимум 2500). Странно еще, что вы не выехали на автобан, который обязательно входит в экзамен. И нечего матюгавться на немецкий манер: за такие ошибки, как на первом экзамене, вам никакие права сразу же не светили! Так что поздравляю, но едите аккуратно, здесь привыкли к хорошему вождению и вежливости!

  19. Дмитрий Новицкий
    02 Oct 2014г. в 00:01

    Спасибо, Оля. Удачи тебе! =)

  20. Ольга Шнелль
    01 Oct 2014г. в 17:50

    Молодец Дим, поздравляю! А я все никак не соберусь. У нас немножко подороже выходит. Час езды начинается от 80. Вот думаю все же зимой заняться этим вопросом. Отличная статья кстати, мне кое-что может пригодиться :-)

  21. Дмитрий Новицкий
    30 Sep 2014г. в 10:35

    Izh, у меня вышло больше 1000 евро, а это вообще наглишен бабкен пиздунг! =) Но что поделать, такова селяви, как говорят у них.

    Они никак не контролируют, но если попадешься полиции через 6 месяцев с российскими правами - это будет приравнено к езде без разрешения на это, и наказание будет очень серьезное.

    Mistful, спасибо! Практический экзамен сдается только на немецком языке, но там нет ничего сложного. Все команды и вопросы, которые задает экзаменатор, даются в виде списка к заучиванию и запоминаются на практических занятиях.

  22. Mistful
    29 Sep 2014г. в 22:36

    Хм, любопытный вопрос: а есть ли возможность сдачи практического экзамена на английском, или только на немецком?
    Проздравляю, кстати, с правами:) Хорошее дело

  23. Izh
    29 Sep 2014г. в 19:13

    "...минимум 650 евро..."

    Грабэн! Обирайтунг!

    А почему по российским нельзя продолжать ездить? Как они контролируют, что водитель ездит больше 6 месяцев?