Поход длился 6 дней и 5 ночей. Из Оленегорска, взяв 3 машины, мы, минуя Ревду доехали до рудника Карнасутра и начали маршрут с перевала Эльморайок.
Это был первый в моей жизни перевал, но все оказалось довольно просто и первое знакомство с горами оказалось вполне приятным.
Во время одного из привалов попер креатив.
Старик Куйва — злобный колдун, гроза саамов, испепеленный богами за свои бесчинства, отпечаток его тела остался на скале Ангвундасчорр, самом высоком пике Ловозерской тундры. Вблизи него нельзя шуметь и вести себя надо тише, ибо может рассердиться и испортить погоду.
Вечером встали лагерем, не дойдя километра до Сейдозера.
На второй день нам нужно было дойти до избы в долине реки Чивруай. Времени на это было предостаточно, поэтому мы позволили себе немного расслабиться около небольшого островка на Сейдозере, благо погода располагала к этому.
По пути видели сошедшую лавину, и как сказал наш проводник Саша Васильев, если бы мы прошли здесь на день раньше, она вполне могла бы оказаться нашей.
Однако, расслабились мы рано, т.к. поиск избы оказался довольно непростым и увлекательным занятием, но к вечеру избу мы все же нашли.
На следующие два дня были запланированы радиальные выходы, первый из которых был на гору Нинчурт. На мой дилетантский взгляд, это был самый интересный и экстремальный день. Подъем был непрост, а "кошки", которые могли пригодиться только в этот день остались в избе, поэтому уступы во льду приходилось выбивать ботинками и случайно взятым с собой мачете. Но все сложности восхождения просто блекнут, когда поднявшись наверх, тебе открывается восхитительный вид на долину Чивруай и Сейдозеро. Хотя бы ради этих мгновений стоит лезть в горы.
Погода первые 3 дня была замечательная, поэтому, поднявшись в горы, можно было, хоть и не надолго принять солнечные ванны и приступить к водным снежным процедурам.
А последней целью первой радиалки было озеро Райявр, вид на который нам довелось созерцать с гор.
А после был офигительный спуск по перевалу Чивруай-ладв и очередная серия поисков избы (так как подходили к ней уже с другой стороны).
Вторая радиалка была уже не горная — мы сходили до домиков егерей на Ловозере и Сейдозере, скатались до незамерзающего родонового озера и посмотрели на гигантский расколотый сейд. Сейды — большие валуны, неизвестными силами поставленные на маленькие камни-подставки. Согласно преданиям сейды могли летать, таким образом объясняется их странное расположение. Им поклонялись и приносили жертвы.
На следующий день покинули избу и начали штурм перевала Чивруай-ладв. Это, скажу я вам, было посильнее "Фауста" Гёте! Поднявшись наверх, мы оказались на заснеженном плато, как в молоке. Это непередаваемые ощущения, когда вокруг все белое и фиг знает, в какую сторону идти. На самом деле, конечно, был взят азимут и направление движения было примерно известно, но ощущение какой-то оторванности от мира не покидало, пока не показались склоны отрога Куфтюн. А дальше был спуск по этому отрогу — сначала по открытой местности, а потом лавируя меж мелких деревьев и кустарников, за которые то и дело цеплялись катящиеся за спиной сани-волокуши. Наконец, уже к наступлению темноты, мы спустились в долину ручья Куфтуай и встали на ночевку.
Последний день похода начался с затяжного 10-километрового перехода по Умбозеру. Перейдя его, на привале Саша сказал, что бОльшая часть пути пройдена и осталось пройти по дороге километров 5 до рудника и оттуда можно будет уехать в Апатиты на служебном автобусе, в крайнем случае, еще в паре километров от рудника поселок Коашва, от которой ходят рейсовые автобусы. Однако через пару часов пути никакого рудника на горизонте не показалось, зато появились километровые столбы, красноречиво говорившие нам о том, что от чего-то до нас 12 км. Очень хотелось верить, что идти нам все-таки меньше, но шло время (и мы с ним в ногу), цифры на столбах медленно уменьшались, но никаких признаков цивилизации не наблюдалось.
Наша процессия растянулась — идущих впереди от последних отделяло уже наверное больше километра. Как водится в таких случаях, спасение пришло оттуда, откуда его меньше всего ожидали — нас догнал "Урал", в котором уже сидели наши отставшие друзья, и вылезший из него "начальник транспортного цеха" (так он нам и представился) скомандовал грузиться в машину. Как выяснилось, километраж на столбах действительно велся от Коашвы, и если бы нас не подобрали, то километров 8 нам бы еще пришлось топать. "Начальник транспортного цеха" оказался родом из Перми, как и одна из девчонок из нашей группы. Узнав об этом, Вадим (к моменту встречи бывший уже изрядно под шафе) был просто счастлив помочь нам и велел водителю довезти нас до Апатит, не взяв при этом ни рубля.
Объявление на ларьке в Апатитах.
Перекантовавшись одну ночь в Апатитах в квартире нашего проводника, мы переехали в Кировск и сняли там квартиру на три дня, чтобы покататься на сноубордах. Это было офигенно круто! Петрозаводская "Горка" и рядом не валялась с кировскими. Однозначно, кататься на лыжах и бордах надо там!
Знаменитые кировские сугробы выше человеческого роста.
И напоследок вот еще пара панорам (кликабельно). Панорама Чивруай-ладв: